пятница, 13 января 2017 г.

Планируй то, анализируй это. Работа с интеллект-картами


Начало года традиционно считается временем планирования, и если ты все не представляешь, с чего начать и за что хвататься, Таня Краснова расскажет, как поставить и реализовать цель, и не надорваться при этом. 

О пользе синхронизации мыслей с бумажным блокнотом на прошлой неделе нам рассказала Каролина, а сегодня я покажу вам другой подход к старому доброму планированию. Сразу предупреждаю – в этой статье больше вопросов, чем ответов.

Все свои планы я строю с помощью системы Mind maps в программе Mindjet Mindmanager. Знакомьтесь, Mind maps, в русском также известные, как диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей, карты ума, ментальные карты, мыслительные карты, или ассоциативные карты. Если выражаться простым языком, это метод структурирования мыслей в виде диаграмм. Дальше я буду называть Mind maps интеллект-картами.

Интеллект-карты – разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Дело в том, что нашем мозгу не свойственно думать в таблицах, списках и километрах текста, на это ему требуются в 2 раза больше усилий.

В основе интеллект-карт лежит принцип визуализации мыслительного процесса. При этом к абстрактному мышлению правого полушария мозга подключается логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Использование образов и символов (ассоциаций) позволяет раскрепостить мысли, структурировать информацию и запомнить ту или иную идею во всех ее деталях. Интеллект-карты помогают в решении творческих задач, поиске новых идеи, создании планов, разработке проектов, и даже сделать непростой выбор или доказать свою позицию.

Данная система подходит для любого жизненного вопроса и для любого человека. 

Подведем итоги года ушедшего. 1 января в течение нескольких часов наедине с собой (!) я вывожу свою «Траекторию жизни» по всем ее главным сферам.

Вопросы, на которые я отвечаю для каждой стороны жизни: 
  • Оценка: по десятибалльной шкале от ужасного до великолепного 
  • Что было хорошего? 
  • Что могло быть лучше?
  • Важные достижения
  • Важные перемены + динамика этих перемен. 


В моих картах хранятся «Траектории» уже за несколько лет, поверьте, это отличная мотивация и самая мощная практика самоорганизации из всех, что я пробовала. Очень хорошо видно, куда и по какой траектории я двигаюсь по жизни (особенно такая аналитика полезна для долгосрочных целей).




А теперь перейдем к планированию!

После того, как траектория определена, я выбираю 3 большие цели на год и придумываю девиз этого года.

Задача девиза: работа с убеждениями и мотивация, если я вдруг начну ныть «Мне тяжело».

Цели, которые ставлю я, и которые, надеюсь, поставишь ты, должны быть больше и выше тебя, они должны быть очень амбициозными, они должны вдохновлять тебя, а их исполнение должно создать лучшую версию тебя. Кстати, не переноси на этот год цели, которые ты не выполнила в прошлом году, дай им отдохнуть, если они будут актуальны, возьмешь их в 2018.

Я уже больше года путешествую по миру, исполняю свой список желаний (об этом читайте здесь или в декабрьском Cosmopolitan), у меня есть большая долгосрочная цель, она же мечта #Бегатьповсемумиру, поэтому спортивная цель на 2017 год у меня – пробежать марафон (сейчас я пробегаю не больше 17 км).

В заметке к цели я определяю значимость этой цели в моей жизни. Что мне даст достижение этой цели? Какие эмоции я сейчас испытываю по отношению к этой цели? Нет плохих эмоций, любые эмоции важны. Какие эмоции и ощущения я хочу испытывать в течение этого года? Даст ли мне эта цель то эмоциональное состояние, которое я хочу?

Пробежать марафон – это + к выносливости, уравновешенности, силе воли, реакция организма на "стену" и проверка себя на прочность, возможность подумать, 42195 и т.д. Эмоции сейчас: воодушевление, радость, восторг, страх, неуверенность, любопытство и т.д. Эмоции в течение года: счастье, радость, удовлетворение, наполненность, спокойствие и т.д.

Лайфхак: если не знаешь, как выбрать 3 большие цели: 
  • Возьми ручку и бумагу 
  • Поставь таймер на 7 минут 
  • Задай себе вопрос: Какие мои цели на 2017 год? 
  • И в течение 7 минут пиши все, что есть в голове, не вычеркивай, не возвращайся, не останавливайся, просто пиши. Так мозг «разогревается», и ты будешь готова решить любой вопрос, а ответы останутся у тебя на листе. Затем выбери 3 наиболее привлекательных для себя цели. 

Помни: цель должна быть выше твоих сегодняшних возможностей, нельзя брать невыполненные цели прошлого года. 


Оставшиеся цели, как правило, не так важны, каждую из них можно выполнить всего за несколько месяцев. Выбери, когда ты к ним приступишь и составь детальный план их достижения, как показано в примере ниже.

Когда у меня есть большая годовая цель, я начинаю дробить ее на более мелкие подцели, а подцели – на задачи, задачи – на действия. Я продолжаю дробить задачи на более простые действия до тех пор, пока они не станут легкими и понятными.

Дальше я спрашиваю себя: «Что из этой цели я смогу выполнить за первые 3 месяца? За месяц? За неделю? Сегодня?»

Так я буду делать маленький шаг к цели ежедневно. С нуля к марафону за 3 месяца подготовиться невозможно, а вот к полумарафону – легко.


Задачи, которые необходимо выполнить: 

Моей подцелью стал полумарафон в Малайзии 26 февраля, который тоже станет для меня первым. Кроме того, так я смогу проверить реалистичность своей годовой цели. Каждую задачу я ограничиваю сроком, т.к. если у задачи нет срока – задача выполнена не будет. Об этом ты могла бы прочитать в статье о прокрастинации, но мы до сих пор откладываем ее выпуск, поэтому тебе придется поверить мне на слово. 

В итоге подцель «Пробежать полумарафон» 
  1. не кажется такой страшной,
  2. я очень отчетливо вижу путь к ней,
  3. чувствую ответственность и давление времени. 

И обязательно подводи промежуточные итоги (неделя, месяц, квартал), потому что достижение краткосрочных целей вырабатывает дофамин, вызывающий чувство удовольствия.


Хочешь узнать больше? Задавай вопросы в комментариях или прочти любую из книг создателя интеллек-карт Тони Бьюзена, например, «Думай эффективно», а чтобы статья не стала всего лишь «общеразвивающей», я подобрала для тебя наиболее удобные приложения. С ними ты наверняка освоишь технологию mind-mapping на все 100%. 

Умного вам планирования и легкой реализации целей! 

Статью подготовила Татьяна Краснова 
Instagram @TE_Krasnova
Фото Антон Солнцев, Татьяна Краснова, Юлия Седова и МЛМБлог
SHARE:

14 комментариев

  1. Все гениальное - просто!
    Таня, спасибо за твой опыт, глядя, как ты ставишь и достигаешь свои цели, тоже хочется стать более системной!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Раньше я думала, что быть "девочкой с таблицами и схемами" плох, а сейчас я понимаю, что это моя супер сила!)

      Удалить
  2. Таня, спасибо, я пыталась много раз сделать эту карту, но получалось так себе. Потому что нужен пример. Пример с твоим забегом - идеальный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное! Я в mindmaps вообще все веду - мне очень удобно!)

      Удалить
  3. Класс! Люблю узнавать новую и полезную инфо!

    ОтветитьУдалить
  4. Попробую сделать карту на неделе ;)

    ОтветитьУдалить
  5. Поясните подробнее о том, почему цели с прошлого года должны "отдохнуть"? У меня была цель в 2016, по семейным обстоятельствам её пришлось отложить, т.е. часть пути я прошла, потом перераспределила ценности и цель была отложена. Планирую работать над ней в 2017. Она ж вроде отдохнула, пока отложена была

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цель должна отдыхать минимум 6 месяцев!Так она не отнимает ваши силы и структурируется, через полгода "навязанные" (не ваши, чужие, цели, которые не приведут вас к нужному для вас (!) результату) потеряют свою актуальность и "отвалятся". Бывает, что вы сами очень сильно чего-то хотите, тратите на это что-то уйму сил, а результата нет, только бессилие, огорчение, эмоциональное истощение, вы недовольны собой, целью и вообще всем миром, т.к. вложили в реализацию все силы, которые у вас были. Отпуская цель в отпуск - вы копите силы, реализуете цели, которые дарят вам радость и позитив, наполняетесь решимостью "свернуть горы", со свежей головой и таким зарядом, вы сможете найти более удобные, быстрые и интересные способы реализации цели. Кроме того, за время отпуска цель может исполниться сама!) Что касается вашей "отложенной цели" если она истинно ваша, если при мысли о ее реализации у вас от восторга перехватывает дыхание и каждая клетка тела кричит "ДА!" - берите, независимо от срока "отпуска". Только не путайте тиранию долга: "Я должна! Мне надо!" и ИСТИННУЮ ЦЕЛЬ (там где мурашки от вдохновения)

      Удалить
  6. Для создания майнд карт рекомендую http://mindmeister.net/ . Как по мне, это лучший софт для майндмэппинга. Есть все что нужно - облачное хранение, шеринг карт, мобильные приложения под Android и iOS, а также много других фишечек

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, mindmeister в статье тоже указан, очень удобное приложение!)

      Удалить
  7. Таня, научный доклдад, не меньше, очень интересная статья с наглядными примерами

    ОтветитьУдалить

© Girls who run. All rights reserved.
MINIMAL BLOGGER TEMPLATES BY pipdig